“ВОЙНА, ПРОШЕДШАЯ СКВОЗЬ СЕРДЦЕ...»

                               “ВОЙНА, ПРОШЕДШАЯ СКВОЗЬ СЕРДЦЕ...»

                   ОБЗОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 Люди!

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните! 

(Р. Рождественский)

В тысячелетней истории нашего Отечества навечно запечатлено множество памятных знаменательных дат. И за каждой из них стоят ратные подвиги и свершения российского народа, не раз поднимавшегося против бесчисленных посягательств на свободу и независимость родной земли. Но самым дорогим и священным для нынешних нескольких поколений стал день 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.

Чем больше времени проходит после войны, тем всё более очевидным становится огромное всемирно-историческое значение Великой Победы. Она предопределила судьбу всего мира, избавив многие народы от угрозы фашистского порабощения. Практически каждая семья в Советском Союзе потеряла в те годы кого-то из родных. Из подвигов каждого участника Великой Отечественной, из их жизней складывается общая Победа. Мы будем помнить их, будем читать их письма, перелистывать фотоальбомы, рассказывать о них своим детям и внукам.

Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем ценнее становятся художественные произведения – свидетельства страниц нашей истории. Предлагаем вашему вниманию произведения авторов, пришедших в литературу непосредственно с переднего края. Прочтение книг известных авторов поможет осмыслить события Великой Отечественной войны и познать цену Победы.

Виктор Петрович Астафьев - выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». Пережитое на войне, война, какой видел ее Виктор Астафьев на передовой, стали центральной темой творчества писателя.  

     Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей… 
    К тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. 
    Я был на совершенно другой войне…
 
    В. Астафьев
.

Роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» - это «взгляд в прошлое»: о событиях Великой Отечественной войны писатель рассказывает в произведении 1990-ых годов. Однако «давность» романа почти незаметна – настолько яркие и детализированные картины создает здесь автор. Кажется, будто сам присутствуешь там, в Сибири 1942-43 годов, вместе с мальчишками 21 запасного пехотного полка, вырванными из дома для подготовки к «смертельной» операции – форсированию Днепра. Многие из этих ребят больны и долго в казарменных условиях они просуществовать не смогут. В произведении жизнь описана «немилосердно» - автор погружает нас в атмосферу голода, холода, страшных болезней, грязи и вони бараков, нужников, обовшивевших в коросте тел, отрепьев одежды, заскорузлой обуви, истлевших портянок. Параллельно развернуты ужасающие «деяния» офицеров: тупого политотдельца капитана Медведева; «дубаря», «оболдуя» лейтенанта Пшенного, из-за которого раньше времени погиб несчастный «доходяга» Попцов; «очкастого майора», зачитавшего приказ о расстреле «двух пацанов», братьев Снегиревых; «мерзавца»-лейтенанта, спокойно приведшего в исполнение этот приговор; полковника, «домашним» голосом приговорившего «к высшей мере» солдата за дружескую потасовку. Роман «Прокляты и убиты» наполнен невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Герои Б. Горбатова в повести «Непокоренные»  просто списаны с натуры. Писатель их знал. После освобождения Сталинграда он освобождал свой родной Донбасс. Начинается повесть с того, как наши войска отступают, и заканчивается их наступлением, а между этими событиями год жизни заводского поселка, оккупированного фашистами. Данная повесть - это первая попытка  описать, что происходило на оккупированной территории, как люди бедствовали и боялись.  

В повести три главных персонажа. Отец - Тарас Яценко и сыновья Степан и Андрей (как у Тараса Бульбы Гоголя). Сам глава семейства отказывается для немцев восстанавливать завод, занимается саботажем. Старший сын Степан - организует подпольную организацию. Создав подпольную группу, Степан приходит к выводу, что среди тех, кто  в мирное время пользовался официальным доверием, оказались и трусы и предатели, а среди неприметных и строптивых,  немало до конца верных Родине, подлинных героев. Подпольщицей становится дочь Тараса Настя, только что закончившая школу. Попавший в плен младший сын Андрей пересекает линию фронта и возвращается в свой город с освободителями. Отец  его винит и считает изменником, явно поддавшись призывам Сталина.

Волоколамское шоссе» - книга А.Бека, состоящая из четырех повестей, объединенных общим названием о батальоне дивизии генерала Панфилова, которые окружены и прорывают вражеское кольцо и воссоединяются с нашими частями. Очень интересен образ самого генерала Панфилова, в прошлом рядового солдата, сохранившего до смертного часа солдатскую скромность, умевшего управлять, воздействовать не криком, а умом. Повесть достоверна даже в мелочах. Это своеобразная  хроника кровопролитных боев под Москвой, помогающая понять, почему немецкая армия не могла взять Москву.

Повесть  К. Д. Воробьёва «Убиты под Москвой» (1961), отвергнутая многими журналами и издательствами, была напечатана А. Твардовским в «Новом мире». Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле всё было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооружённым силам противника. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине. Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения. А ещё лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей. Константин Воробьев был одним из первых наших писателей, кто нашел в себе мужество замолвить слово за незаслуженно выпавших из списка героев войны, людей в условиях куда более трудных, нежели самые сложные условия жизни на фронте – во вражеском плену, сохранивших верность Отчизне.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины  много сделали для победы…

В годы  Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах.  Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания  более двухсот рассказов - исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок,  «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли,  в которых они рассказали  о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Читая эту книгу, поражаешься, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны.

Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера:

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю...». И не единственная она была такая. Не женское это дело - убивать.

А Вера Данильцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война и она ушла на фронт, где стала снайпером, Кавалером двух орденов Славы.

Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое армия и что такое война.

Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого даже к бабушке,  а через два месяца эта девочка стала санинструктором и ушла на фронт.

  Именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы  для нас состоялось будущее, те девушки  много лет назад  воевали.

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (1942 г.). Действие повести происходит на Синюхиной горе. В расположение зенитно-пулеметной батареи заброшены шестнадцать  диверсантов и старшине Васкову с пятью девушками- зенитчицами необходимо их уничтожить.

Девушки Комелькова, Осянина, Четвертак, Гурвич и Бричкина - очень разные, у каждой из них до войны была своя жизнь, свои интересы.

Галя Четвертак была из детского дома. Она была подкидышем. Это ей в детском доме  дали фамилию Четвертак, потому что меньше всех в четверть ростом вышла. Соня Гурвич - из большой дружной семьи участкового врача, училась в университете, донашивала перешитые платья сестер и бегала вместо танцев в читалку и театр, Рита Осянина - вдова  героя - пограничника, погибшего во второй день войны в утренней контратаке. Ее пытались отправить в тыл, но она настояла, чтоб ее взяли санитаркой, а через полгода послали в  полковую зенитную школу, а затем отправили на тот же участок, где погиб ее супруг. Лиза Бричкина - все свои девятнадцать лет прожила в ожидании завтрашнего дня. Подружки ее уже давно окончили школу: кто уехал учиться, кто вышел замуж, а Лиза ухаживала за больной матерью, помогала отцу по хозяйству и ждала завтрашнего дня..., Евгения Комелькова - несмотря на все свои жизненные трагедии, осталась чрезвычайно общительной, веселой и озорной. Защищая Родину, спасая друг друга, девушки все погибают.

В конце произведения, когда старшина Васков  поймал немцев,  в отчаянии, ругаясь черными словами, трясясь в ознобе, он кричал:

«Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!... Он рычал и плакал: обессилел, видно, вконец».

Одной из первых повестей В. Некрасова была повесть "В окопах Сталинграда" (1946).  Автор описал войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942-го года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления, но,  несмотря на все трудности фронтовых будней,  отношения между героями повести простые и сердечные. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво: «На войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она - как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Валера вот читает по складам, в делении путает, не знает, сколько  будет семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя». Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде.

Повесть «Звезда» была задумана  Э. Казакевичем в 1944 году под Ковелем, где готовилась крупная наступательная операция советских войск, приобрела всемирную известность, переиздавалась более пятидесяти раз.

 События в повести сгущены до предела.  Она поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков.

 Молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков - веселого сибиряка Аниканова и крымчанина Мамочкина, старых разведчиков Бражникова и Быкова, семнадцатилетнего Юру Голуба, который  сам себя называл Голубем, высокого красавца Феоктистова  на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких "языков" и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания группенфюрером  СС дивизии "Викинг", в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.

«Звезда, Звезда!- громко  закричала Катя.- Я Земля. Я слушаю тебя, слушаю, слушаю тебя ..., но Звезда молчала. Молчала Звезда и на следующий день и позднее...»

 Родина, война, смерть, любовь, ненависть к врагу, боевое братство, мечта о победе, раздумья о судьбе народа - основные мотивы литературы о  войне.  Многие из них - подлинные шедевры и, несомненно, не утратят своего значения в будущем, будут правдивыми свидетельствами подвигов нашего народа и замечательным примером для поколений, не знающих войны.

 

                                                                Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слёз, и горечи, и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне

И не стыдитесь горевать и плакать.

Учитесь, люди, мужеству у тех,

Кого живыми в землю зарывали.

Среди забот житейских и утех

Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну,

Кого сожгли, убили, растоптали,

Кто смерти отдал юность и весну,

Они за нас, за наши жизни пали.

Читайте, люди, книги о войне…